Архив новостей


Музыка - это хроника военных лет

«Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича сейчас известна как один из самых известных символов Великой Отечественной войны. Символом борьбы осажденного города с врагом. Эту мысль доносит до нас документальный фильм о знаменитой Седьмой симфонии. Однако её наброски появились ещё в 1940 году. Это была вариация, так называемая пассакалья, сходная с «Болеро» французского композитора Мориса Равеля. Эта первая наметка, с ее разрастанием в подавляющую мощь ударов малого барабана, отражала состояние тревоги, тяжелого предчувствия, которое тогда витало в воздухе.

Жизнь Дмитрия Шостаковича, как и жизнь миллионов россиян,   изменилась 22 июня 1941 года. Патриотический подъем в стране дал композитору импульс для возвращения к теме, ранее не получившей развития. Несмотря на сменившийся ритм жизни, военные занятия (в определенные часы композитор нес дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны), Шостакович упорно работал над произведением.

Первая часть симфонии была закончена летом. В сентябре, после того, как вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады, композитор создал вторую часть и  начал работу над третьей частью. 18 сентября на страницах «Советского искусства» композитор поделился своими творческими планами: «Вчера утром я закончил партитуру второй части моего нового большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение седьмой симфонией...»

1 октября 1941 года Шостакович с женой и двумя детьми был эвакуирован из Ленинграда в Москву на самолете. Импульс для завершения произведения, вдохновение для темы военного успеха дали радостные известия о контрнаступлении под Москвой. В итоге Симфония № 7 была закончена 27 декабря 1941 года. В Ленинград партитуру симфонии направили еще в мае 1942 года, но для ее исполнения просто не было нужного числа оркестрантов. В итоге в начале августа своих лучших музыкантов отправили с фронта в город полковые оркестры.  9 августа Седьмая симфония прозвучала в зале Ленинградской филармонии. Дирижировал оркестром Карл Элиасберг. Эта музыка стала не только символом борьбы осажденного блокадного Ленинграда, но и увертюрой к Синявинской операции против 18-й немецкой армии. Несмотря на то, что снять блокаду не удалось,  немецкий план «Северное сияние»  по захвату Ленинграда был сорван. Тем самым, Седьмая симфония дала осажденным ленинградцам искру надежды. Эту борьбу и показал нам документальный фильм. Борьбу не только одного человека, но и борьбу целого города. Целой страны.

Действительно, музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему советскому народу. Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942 года. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд.

Шостакович известен и своей нелегкой судьбой. В 1936 году в газете «Правда» появилась статья «Сумбур вместо музыки» с критикой его оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Статья вышла без подписи, иные называли ее автором Сталина. Хотя история доносит, что именно он выдал слово «сумбур». Говорят, что эту статью он носил у себя на груди.

В ответ на 7-ю симфонию, которая  уже бесспорно является оригинальным советским шедевром, Сталин пишет в «Правде»: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику…». В 1940 году, когда он, тем не менее, еще не написал своих самых великих вещей, его награждают орденом Трудового Красного Знамени, чуть позже – Сталинской премией.

Таким образом, документальной фильм действительно покорил нас своей атмосферой. Он оставил отпечаток в нашем сердце. И даже преподал нам урок. Фильм нам показал человека, который создал в период Великой Отечественной войны героическую музыку, помогающую человеку обрести веру в победу, торжество справедливости, борьбы света с тьмой и обретение мирной жизни.

Авторы эссе: Ересь Ю. и Васильев  В. (РСО-82)